|
|
|||
Начинается новый учебный год – и наши школы пополнятся новыми учениками. Одна из наиболее распространенных проблем, с которой приходят родители к психологу – психоаналитику: «Почему мой ребенок не учится? Был такой умненьий мальчик ( или девочка), все прочили ему большое будущее. Пошел в школу, а учиться не стал.» Моя статья обращена, в первую очередь, к родителям будущих первоклассников. Поскольку только в первом классе можно сформировать позитивное отношение ребенка к школе. Во втором уже нужно будет исправлять. Попытаюсь объяснить, почему. Дело в том, что в возрасте 7-8 лет ребенок вступает в период, который называют латентным. Это идеальный период для учебы. Он как будто предусмотрен самой природой. Остается позади основной период становления личности ребенка, стихают внутренние конфликты, укрепляются психологические защиты. Интересы «переключаются» с исследования себя и утверждения себя, как личности, на окружающий мир. Проблема в том, что часто получается так: по биологическому возрасту ребенку нужно идти в школу, а психологически он к ней еще не готов. Он не отделился от родителей и нуждается в их постоянной поддержке. В первом классе очень легко определить, кто из детей вышел в латентный период, а кто нет. Первые спокойно отсиживают урок, а на перемене вскакивают и бегут в коридор играть. Их главное желание – начать устанавливать контакты со сверстниками. А детки, которые в латентность не вышли, не могут уйти из класса. Они поливают цветы, протирают доску или просто стоят возле учительницы. Причем каждый из этих детей – «по отдельности». Очень часто складывается ощущение, что эти дети испуганы, «ошарашены» тем, что происходит в школе. И это на самом деле так. Обычно таких детей полкласса, и они требуют повышенного внимания. Как помочь такому ребенку? Это можно сделать, если помнить несколько важных вещей. Самое главное, не забывать: все, что ребенок делает до выхода в латентный возраст, он делает ради восхищения родителей. И, конечно, он будет стараться учиться тоже ради них. Беда в том, что, когда ребенок еще переживает внутренний психологический конфликт, он не может в полной мере сосредоточиться на уроках ( представьте себе, что у вас крупные личные проблемы, а вы должны работать). И в первое время может получиться так, что он не усваивает какой-то материал и чего-то не понимает. Но не в силу своего интеллекта, а потому что тревога слишком велика. Представьте себе, что такой ребенок приносит домой не улыбающиеся рожицы ( сейчас оценки не ставят), а грустные, или не «Молодец!», а «Старайся!» - и чувствует недовольство родителей. Вывод, который напрашивается сам собой: «Когда у меня хорошие оценки – меня любят, когда плохие – нет.» И тревога растет еще больше. Увеличивается страх стать нелюбимым. К сожалению, успешность от этого не возрастает. Формируется замкнутый круг, который приводит к резкому падению интереса к учебе: «Все равно я ничего не могу!» Что же делать? Ведь хочется, чтобы ребенок хорошо учился, реализовал себя в полной мере. Для этого нужно настраивать его не на пятерки, а на успешность. На то, что ему будет интересно, что можно будет показать свои силы и проявить себя. Нужно интересоваться школьными делами ребенка, но не оценками. Очень хорошую фразу сказал один маленький пациент: “Даже если я попаду под машину первое, что спросит мама “ Какая оценка у тебя в школе?”. Вряд ли мама сказала бы это, но чувства ребенка говорят о многом. И в первую очередь, об ощущении значимости себя, как человека. Начальная школа – это ориентация на всю жизнь, это отрабатывание всех жизненных ситуаций. Если ребенок получит ощущение, что он может очень многое, можно быть спокойным: с пятого класса он начнет интенсивно вбирать в себя знания. Самое главное в начале учебы – показать ребенку, что он движется вперед. Даже если вчера это было 10 ошибок, а сегодня 9. Если помочь ребенку пережить беспомощность перед учебой, процесс мышления запустится у него автоматически. Тысячи людей замечательно думают на улице, но на работе думать вообще не могут. Ребенок великолепно соображает в воскресенье дома, он все знает, но в классе ни с чем не справляется. Почему? Потому что сформирована беспомощность в первых классах. И этот патологический опыт – на всю жизнь. Поэтому чрезвычайно важно наладить контакт с учителем, работать с ним в паре. Ведь именно он начинает выполнять роль «второй мамы», чьей любви ребенок добивается столь же самоотверженно, как и родительской. Многие говорят, что это сложно. Но многие ли пытаются не высказывать учителю претензии, а сотрудничать с ним? Хотелось бы сказать еще вот о чем. И каждый взрослый имеет свои личностные проблемы. Печальный факт, но часто бывает так, что дети становятся заложниками наших неразрешенных конфликтов. Если родители, в силу обстоятельств, хотят повысить свою значимость – успешная учеба сына или дочери становится для них жизненно важной. Кроме того, у каждого взрослого человека со школой связаны свои воспоминания. И когда наше чадо идет в школу – все детские чувства родителей актуализируются. Ребенок получает « в наследство» наше отношение к учебе в дополнение к своей личной тревоге. Безусловно, рассказ о том, что может происходить с нашими детьми в начале учебы – лишь вершина айсберга. Чаще всего, самым трудным является ответ на вопрос: «А как им реально помочь?» Тем не менее, даже понимание проблемы часто оказывается важным. Хочется надеяться, что для кого-то из родителей эта информация окажется своевременной, и они – своими силами или с помощью специалистов – смогут помочь своим детям полностью реализовать то, что им дано природой и не потерять интерес ко всей последующей учебе и жизни в целом. В нашем центре работает уникальный специалист по исследованию родительско–детских отношений. Родителей, стремящихся лучше понять своих детей и помочь им на пути взросления, приглашаем на воскресные семинары. Мы ждем не только родителей, но и всех, кому важно счастье их ребенка. Молодым семьям, еще не имеющим детей, скидка 10%.
Начало работы – по
мере формирования группы. Записаться на консультацию и получить ответы на другие, интересующие вас вопросы, вы можете получить у специалистов Психоаналитического консультационного центра. Тел. 120-05-22 |